МАСТЕР ОВОЙ



Иногда приходит мастер.

Не Мастер в могучем булгаковском смысле. Не мистер и не мессир. Просто знаток своего дела. Мастеровой человек. Впрочем, не человек, нет. Он – дух, и как всякий дух, он равнодушен к именам, поэтому можно звать его просто мастер Овой.

Его мастерская здесь, у меня на кухне, но сам он родом издалека. Из той Нетронутой земли, которую первопроходцы не назовут Америкой, потому что корабли первопроходцев давно и навсегда поглощены штормами Нетронутого океана.

Мастер Овой – кочевой дух. Принимая человеческий облик, он приходит в селения и гостит у людей разных племён, всегда недолго. В гостях мастер Овой не ест и не пьёт, а только греется у огня, смотрит и слушает. Апачи говорят, что это дух погибшего воина, который ищет землю своих предков. Но команчи знают, что мастер Овой даже в мужском обличии - не воин. Он сочувствует всякой жизни и может без стыда уклониться от боя. Поэтому команчи больше верят его женскому облику. Оджибвеи чтут его, им известно, что мастер Овой не мужчина и не женщина, что он принадлежит стихиям и знает колдовство. Замечено, что в человеческие селения мастер Овой всегда приходит с севера. За это оджибва зовут его Духом Седого кролика.

Мастер Овой действительно очень стар. Но в человечьем облике это некрупный мужчина первой седины, задумчив, глаза улыбаются, – или строгая девочка-подросток с быстрыми умными пальцами. Мужчина ищет красивое, выслеживает красивое в природе и людях, и если находит, бывает доволен. Девочка вылавливает красивое из текущей мимо жизни и сохраняет в своих ловушках. Её ловушки – украшения из камешков, бусинок, кожи, дерева, цепочек и всего, что попадётся под руку. Мужчина знает: у всякого народа своё лицо, свой путь и своё сердце. Девочка выбирает нужные бусинки.

Направление АПАЧИ.

Это народ воинов. Считается, что апачи – самые непримиримые враги. Мало кто знает, что при этом они – самые преданные друзья и самые пылкие возлюбленные. Держа свой путь в направлении апачи, мастер Овой помнит их независимый нрав, он готов любоваться вспышками их гнева и веселья. Если мастер Овой проведёт через цветовой круг прямую линию, то два цвета, оказавшиеся на её концах, и будут цветами сердца апачи. Это цвета-противоположности, цвета вражды и притяжения.


 

Направление КОМАНЧИ.

Дети Земли и Солнца, первыми открывшие земледелие, команчи – тоже беспощадные воины, но чтобы повернуть на тропу войны, их надо основательно разозлить. В мирном же состоянии духа – это щедрые хозяева, чтущие заветы предков. Команчи выносливы, любят хорошо поработать, а потом – широко отпраздновать. Любят они охоту и соревнования. Для народа команчи мастер Овой выбирает цвета земли, солнца, плодов и ягод, как знаки изобилия, и цвет крови – как знак родства.


 

Направление ОДЖИБВА.

Охотники и рыболовы, оджибвеи селятся на лесистых побережьях. Они тоже знают земледелие и выращивают маис. Но не за это им благоволит мастер Овой, а за их песни и сказки. Оджибва наделены острым слухом и детским любопытством, они умеют завязывать дружбу с духами и приручать диких зверей. На свои каноэ они прилаживают крылья, сшитые из тонких кож, и ветер несёт их по волнам. Поэтому для оджибвеев – цвета неба, воды, земли и листвы, иногда фиолетовый – как знак из мира духов.


 

Направление ТОЛТЕКИ.

У них мастер Овой бывает редко. Гордые толтеки – наследники людей с неба, так они сами говорят. Предки дали им металл из упавших на землю звёзд и научили делать смертоносное оружие. Толтеки – дети колдовства. Они приносят духам предков кровавые жертвы, и те дают им взамен могущество и долголетие. Дочери толтеков – самые красивые девушки Нетронутой земли, но жениться на них опасно: по слухам, они не уступают в силе мужчинам. Для толтеков мастер Овой выбирает цвета земли, страсти, смерти и металла с упавших звёзд.


 

Направление КРИ.

Когда мастер Овой выходит в направлении народа кри, он может идти ночь и день, и ещё ночь, и не найти их, пока кри сами не выйдут ему навстречу. Мастеру делается печально, так близко ступают кри к дорогам духов. Их осталось совсем мало, воинов и женщин, способных видеть в темноте, умеющих силой мысли пробивать темноту вещества и времени. Кри – единственные, с кем говорит мастер Овой, но никто не узнает от них его слов. Для народа кри у мастера чёрный и синий – цвета одиночества и разума.


 

Направление НИЧЬИ БЕРЕГА.

Когда мастер Овой устаёт от печалей человеческих, он приходит на берег озера или реки, где ольхи и плакучие ивы. Там можно собрать камушки, листья, ракушки, которые мерцают в лунном свете и нежно переливаются в лучах восходящего утра. Ночь и утро, и тихий плеск воды успокаивают мастера, теперь он проспит весь день, уютно свернувшись на песке.


 

А вечером он снова появится на моей кухне, не станет есть и пить, не попросит трубку мира, а будет серьёзно и строго собирать из кожи, камней и цепочек, лепестков, плодов и страстей, свобод, одиночеств и праздников, из всех лесов и степей, и озёр Нетронутой земли – свои замысловатые ловушки, и каждой из них он даст направление и имя.